Шапка главной страницы
 
ПРИЕМНАЯ
НОВОСТИ
ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
ПРЕСС-СЛУЖБА
ОТДЕЛ КАДРОВ
Противодействие коррупции
Юбилей Уставного Суда Свердловской области
 

20 ЛЕТ УСТАВНОМУ СУДУ СВЕРДЛОВКОЙ ОБЛАСТИ

Эдуард Россель выступил за усиление роли Уставного Cуда (Дмитрий Полянин, 10 мая 2017)

Cоздание Уставного Суда Свердловской области Интервью Сурганова Вячеслава Сергеевича УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Вячеслав Сергеевич, Вы стояли у истоков Уставного Суда Свердловской области. Расскажите, пожалуйста, о том, как создавался этот орган.

Для того чтобы понять причины создания Уставного Суда Свердловской области, необходимо вспомнить исторический контекст его создания. Девяностые годы были парадоксальным временем, когда существовали искренняя вера в демократические ценности, торжество права, законности и вместе с тем страна находилась в тяжелейшем политико-экономическом кризисе, вызванном коренной перестройкой нашего общества. Учреждение Уставного Суда стало кульминацией прогрессивных демократических идей. В основе лежало несколько целей. Первая и, пожалуй, главная – создать дополнительный механизм защиты прав граждан. А что может быть эффективнее, чем судебная защита? Вторая цель – повысить качество регионального и муниципального законодательства. Дело в том, что в тот исторический период федеральное законодательство только формировалось и многие вопросы приходилось восполнять, так сказать, «на местах». И ошибки в принимаемых актах были объективно неизбежны. Третья причина – это стремление обеспечить реализацию принципа разделения властей на уровне региона и создать систему наиболее близкую к федеральной. Не зря первый Устав Свердловской области по аналогии с федеральным уровнем власти предусматривал двухпалатный парламент, должность главы правительства наряду с должностью Губернатора и Уставный Суд как олицетворение судебной власти Свердловской области.
Безусловно, огромную роль в создании Уставного Суда в Свердловской области сыграл (сам того не ведая) Конституционный Суд России и его председатель Владимир Дмитриевич Зорькин, который в сентябре 1993 года официально объявил о не конституционности действий Президента России Б.Н. Ельцина по расстрелу «Белого дома». Для нас это стало не только свидетельством личного мужества судей, но и наглядной демонстрацией преимущества конституционной юстиции перед другими видами судопроизводства, а также о ее необходимости в системе разделения властей. Поэтому, создавая Уставный Суд, мы стремились обеспечить его максимальную независимость и эффективность. И думаю, нам это удалось, поскольку за свою относительно небольшую историю Уставный Суд неоднократно не только отменял областные законы и указы Губернатора, но и отказывал в удовлетворении запросов, инициированных как главой субъекта, так и Законодательным Собранием.

Вячеслав Сергеевич, а не кажется ли Вам, что причины создания Суда перестали быть актуальными. Так, пробелы в федеральном законодательстве минимизированы, а качество актов, принимаемых в органах власти Свердловской области и местного самоуправления, возросло. Означает ли это, что по прошествии 20 лет Уставный Суд сохраняет свою значимость?

Убежден, что да. Во-первых, суд по-прежнему участвует в системе сдержек и противовесов, уравновешивая законодательную и исполнительную ветви власти. Во-вторых, говоря о региональном и муниципальном законодательстве на современном этапе, приходится констатировать его избыточность. То есть, если 20 лет назад актов не хватало, то теперь их настолько много, что они начинают противоречить друг другу. Позволю привести одно из громких дел Уставного Суда, касающееся места захоронения царской семьи. Суд установил, что при принятии Постановления Правительства Свердловской области о выделении части леса с Поросенковым логом под кладбище не был учтен ранее принятый акт главы Свердловской области о признании этой территории памятником истории. И такой пример не единичен. Ну и самое главное, граждане по-прежнему нуждаются в Уставном Суде, что подтверждается не иссякающим потоком заявителей, в том числе депутатов, выступающих в защиту своих избирателей.

Отдельные депутаты высказывают предложения об упразднении или реформировании Уставного Суда. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Начну с того, что я противник переписываний Устава Свердловской области и искажения тех концептуальных идей, которые мы (разработчики) заложили при его принятии. Так, например, я не согласен с упразднением двухпалатной структуры Законодательного Собрания Свердловской области, поскольку Палата Представителей (несмотря на имеющиеся у меня как председателя Областной Думы с ней противоречия) была крайне полезна в качестве дополнительного механизма совершенствования областных законов. Не поддерживаю упразднение должности председателя Правительства Свердловской области и не согласен с уменьшением срока полномочий судей Уставного Суда с 12 до 6 лет. По моему мнению, отказ от этих и некоторых иных положений Устава Свердловской области не только негативно сказывается на функционировании органов региональной власти, но и подрывает демократические основы нашего управления. Упразднение Уставного Суда недопустимо, так как нарушит не только систему сдержек и противовесов, но и лишит граждан конституционного права на судебную защиту, поскольку у нас просто нет иного орган власти или должностного лица, способного выполнять функции Уставного Суда.

Вячеслав Сергеевич, а приходилось ли Вам выступить «ответчиком» в Уставном Суде?

В период, когда я возглавлял Областную Думу, Уставный Суд еще только начинал свою работу. Однако я помню показательный пример, когда в 1999 году Свердловский областной суд обратился с запросом к Уставному Суду о проверке соответствия Уставу Свердловской области закона «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области». Это был первый случай проверки судом нашего (то есть областного) закона, и я горжусь тем, что, несмотря на категоричную позицию заявителя, Уставный Суд подтвердил легитимность нашего акта. Также не могу не вспомнить случаи толкования Устава Свердловской области в 1998 и 1999 годах. Тогда Уставный Суд вынес очень мудрое решение, позволив вносить изменения в уставы муниципальных образований без проведения референдума, что сэкономило сотни миллионов бюджетных средств.

Что бы вы могли пожелать судьям Уставного Суда?

Оставаться независимыми профессионалами, которые неизменно стоят на страже прав жителей и интересов региона. Пусть Уставный Суд Свердловской области, как и в момент его создания, будет образцом и примером для всех тех субъектов федерации, которые хотят создать и развивать региональную конституционную юстицию.

 


Задиора Владимир Иванович
Первый председатель Уставного Суда Свердловской области
(апрель 1998 – май 2006), заслуженный юрист России


 

   
 
SR Total Counter v1.2